Изделия-обманки популярные в конце XlX - начале ХХ века. Искусство «обмана глаз» (от фр. trompe-l’œil) было одним из проявлений необычного вкуса прошедшей эпохи. Подобные изделия-обманки были очень популярны и распространены среди разных слоев населения Российской империи.  Названия данных изделий очень примечательны, даже не видя предмета можно почувствовать тенденцию к развлекательности и сюжетность в обычных утилитарных вещах. Например, масленки делались «уткой, виноградом, курицей, тыквой, дыней, на лебеде, редькой, маком, блинами, спаржей, раковиной, капустой, карасем, пчелой, бантом, орехом, калачом, земляникой, городами, рыбой, луковицей, колосом, коробкой, грибами, яйцами, цыплятами, ананасом, грушей» и т. д. Подражая престижным формам украшений интерьеров знати, керамические изделия весьма натуралистичного вида перемещались из дворянских дворцов и усадеб в квартиры разночинной интеллигенции, в мещанские дома и крестьянские зажиточные избы. Изделия из фарфора и фаянса выполнялись в виде масленок, представляющих собой разнообразные полые натуралии, расписанные снаружи. Состоящие из основания и крышки. Отдельно хотелось бы остановится на фаянсовой маслёнке - "Вылупившиеся цыплята". Она производилась фабриками Кузнецова, Храпунова-Нового и другими. А так же, что интересно была в производстве и после 1917 года, о чем нам свидетельствует материал из книги 1927 года "Советский фарфор". "Для этих изделий сложилась своя устойчивая тематическая традиция, замыкающаяся в кругу таких изображений, как курочка-наседка с вылупившимися в корзинке цыплятами... Большинство этих форм является чрезвычайно неудобными футлярами для спрятанной в их полых корпусах посуды, отличается большой ломкостью частей: при пользовании откалываются птичьи хвосты, клювы, крылья, листья и другие выступы, служащие ручками, ножками, подставками. В связи с этим многие из этих форм утрачивают в бытовой практике свое утилитарное назначение, сохраняя лишь свои декоративные свойства и становясь, таким образом, исключительно предметами украшения жилища подобно массовой раскрашенной скульптуре. Идеологическое содержание всей этой сюжетики в бытовом окружении обнажается предельной убедительностью. Образцы такой фаянсовой продукции показывают, что отмеченная сюжетная традиция в приемах обработки форм самых массовых сортов посуды сохранилась в полной неприкосновенности в производстве наших заводов..." Да утилитарные качества в этих предметах играют минимальную роль. Художник не задумывается над тем, чтобы форма говорила о назначении вещи и сама вещь была удобна в быту. Главное внимание обращалось на иллюзорность произведения, на его внешний вид... Более подробно и больше иллюстраций на моем канале. https://dzen.ru/a/ZBjDv5l10yUmWIaB Н. Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор.